сюжеты:
горы
бамбук
лотус
дракон
тигр
миниатюры
лошади
цветы
журавль
рыбы
В традиционной китайской живописи установились определенные жанры: пейзаж "горы и воды", живопись "цветов и птиц", портрет и анималистический жанр.
Образам китайской живописи придавалось символическое значение , связанное с идеями древней космогонии. Структуру живописного свитка определяют важнейшие начала
- Небо и Земля, между которыми разворачиваются основные действия, определяющие внутреннюю динамику картины. Трактаты по искусству композиции учили художника: "Прежде чем опустить кисть, непременно определи место Неба и Земли... Между ними заботливо расположи пейзаж".
Дуалистическая структура мира, утверждённая в глубокой древности , представала как зримо воплощённые в Небе и Земле два противоположных принципа мироздания : мужская сила -
[ян] и женская сила - [инь]. Взаимодействие этих сил порождало пять первоэлементов:
воду, огонь, дерево, металл и землю, которых образовано всё реальное, всё сущее.
Годовой цикл воплощал круговорот рождения и смерти вещей. "Четыре времени года"-излюбленный мотив китайских художников. Кульминацией этого цикла был день зимнего солнцестояния, когда сила ян испытывала наибольшее напряжение, когда свершалось таинство слияния Неба и Земли, когда в недрах тьмы зарождался свет Поэтому зимний, снежный пейзаж считался лучшей формой в выражении сути бытия.
В китайских пейзажах горы считались олицетворением мужского светлого начала ян, а воды - женского тёмного начала инь, из сочетания которых, по древним представлениям , возникает вселенная. Горы-кости земли, потоки воды-вены, кровь, пульсирующая, несущая жизнь и движение. Художник стремился передать сущность, мировую гармонию, ритм, лежащие в основе явлений природы. Поэтому ему были чужды натурализм, стремление к внешнему сходству.
Природа рассматривалась как место спасения от гнёта общества , как убежище, где одинокий отшельник, поэт и философ, наслаждается её красотой. Рассматривая пейзаж, тонкий ценитель и знаток живописи " терялся в странствиях" по далям. Художник старался передать лирическое переживание, настроение, возникающее от общения с природой. Он призывал к слиянию с ней, к постижению ее тайн.
Миниатюрность человеческих фигурок, изображённых на фоне грандиозных ландшафтов, должна была вызывать мысли о величии вселенной, в которой человек является незначительным звеном, подчинённым её могучим силам.
В этом состояло отличие представлений китайской культуры от европейской, где человеку уделялось главное внимание и его изображали как могучую творческую силу, преобразующую мир.
В китайских пейзажах как бы соединяются три мира: мир воды, мир камня
и мир дерева. Их объединяет особая живописная организация времени и пространства, являющаяся отражением четвёртого, важнейшего мира. Особое значение придавалось изображению воды, которую почитали как "нектар богов". Согласно легенде, феникс стал символом чистоты, потому что
напоен водой. Водопад - символ встречи Неба и Земли. Он, подобно дракону, выражает единство бытия и небытия. К миру воды относятся и облака - "небесные горы". Реки, озера, ручьи облагораживают Землю своим небесным и абсолютным началом.
Мир камня спускает нас с неба на землю , хотя и камни содержат небесное начало, в частности , в уходящих в заоблачные выси горных пиках, относящихся к сфере неба и воды. Камни считались "остовом Неба и Земли, обителью духов".
В китайской живописи существует эстетический культ дерева. Особенно часто изображается ива, которая является символом скромной красоты и утончённости. Она - знак весны в природе, атрибут богини материнства Гуаньинь и поэтому символ красоты и доброты. Женское изящество всегда сравнивается с гибкостью ивы.
Особой популярностью в китайской живописи пользуется сосна, олицетворяющая и конфуцианскую сдержанность и стойкость, и даосский идеал " пользы бесполезного", то есть изогнутого, сучковатого и непригодного для поделок, и древнюю идею вечной юности. Деревья, подобно камням , воспринимаются как живые.